Демонтаж кирпичной дымовой трубы котельной
Демонтаж дымовых труб – это трудоемкий, но обязательный этап, который проходят многие котельные предприятий в ходе модернизации производства и закрытия отдельных цехов.
Зачем нужно разбирать старые трубы?
По габаритам дымоотвод котельной сопоставим с домом высотой в несколько этажей – это довольно большой объект, который занимает много места.
Это первая причина, по которой дымоходы котельных необходимо сносить – они не должны занимать полезную площадь, которую можно использовать для других задач.
Вторая причина – со временем неиспользуемые конструкции будут разрушаться, а это очень опасно. Обрушение может привести к трагедии, если в этот момент рядом окажутся люди; также большой ущерб будет нанесен всему имуществу, которое будет находиться поблизости.
Разрушение неиспользуемых дымоходов происходит из-за сезонных перепадов температур – это, в первую очередь, касается кирпичной кладки. Когда котельная работает, и дымоотвод постоянно используется, воздух внутри нее остается горячим – это позволяет компенсировать перепады внешней температуры. Если же котельная уже не функционирует, отапливать специально дымоход только ради того, чтобы она не разрушилась – слишком дорого и нецелесообразно. Поэтому неиспользуемые конструкции следует своевременно демонтировать, чтобы избежать лишних расходов и возможных аварий.
Снос дымоходов из металла обычно выполняется в двух случаях:
- Замена старой конструкции на новую;
- Полная ликвидация котельной.
Если металлическую конструкцию вовремя не снести, через какое-то время она может прогнить и обрушиться. Основная опасность заключается в том, что конструкции такого типа начинают гнить у основания, и этот момент часто остается незамеченным. В итоге объект с виду может казаться еще вполне надежным, а на самом деле он уже готов обрушиться – последствия таких аварий бывают тяжелыми.
Технологии демонтажа

- Взрыв – быстрый и эффективный метод. Но у него есть серьезное ограничение – вокруг не должно быть объектов, которые могли бы пострадать от направленного взрыва;
- Обвал – тоже требует наличия достаточного свободного пространства вокруг;
- Последовательная разборка – труба разрушается вручную, начиная сверху.
Метод сноса определяется индивидуальными характеристиками объекта – где находится дымоход, какие строения находятся рядом с ней, как выполнен фундамент, из какого она материала.
Дымоотвод может быть выполнен из следующих материалов:
- Кирпич;
- Металл;
- Железобетон.
Самыми распространенными являются кирпичные и металлические.
Демонтаж стальной дымовой трубы котельной
Эта работа обычно выполняется с привлечением промышленных альпинистов, т.к. действовать нужно на большой высоте.
Если нет возможности свалить всю конструкцию сразу, ее предварительно режут на фрагменты – разрушают швы, по которым собирался дымоотвод. Для этого используются следующие технологии и оборудование:
- Применение газорезки или плазморезки для разрезания металла.
- Разборка фланцевых стыков.
Когда объект демонтируется по частям, в процессе выполнения работ необходимо использовать грузоподъемную спецтехнику – обычно это краны.
Металлический дымоотвод – это не монолитная конструкция, он состоит из нескольких частей, соединенных крепежом. Демонтаж выполняется как раз по этим местам креплений. Швы разрушаются, отсоединяемые элементы стабилизируются стропами и затем спускаются вниз. В этой работе многие манипуляции выполняются исключительно вручную, и делать это приходится на большой высоте - для этого и привлекают промышленных альпинистов.
Если есть возможность снести металлическую конструкцию целиком, без разборки, это делается при помощи крана. Для этого к верхней части сооружения крепятся стропы, удерживающие его в вертикальном положении. Когда сооружение зафиксировано, возле основания его срезают – и в таком виде с помощью крана переносят на другое место. Территорию для перемещения нужно подготовить заранее, а также продумать траекторию переноса.
Иногда для устойчивости металлические дымоходы оснащают оттяжками – тросами, которые поддерживают сооружение у основания. Их тоже нужно отрезать, если дымоход валится целиком.
При выборе метода сноса важным фактором является цена. Снос целиком обычно обходится дешевле, при этом металлоконструкцию можно использовать на другом объекте, т.к. она остается почти неповрежденной. Но для такого демонтажа необходимо соблюдение некоторых условий – возможность подъезда спецтехники, наличие площадки.
Если дымоход из металла выше 22 метров, его можно разрушить гидроножницами, присоединенными к экскаватору. Основание демонтируется с помощью гидромолота.
Самонесущие и мачтовые дымоходы

Мачтовые (фермовые) трубы из металла представляют собой несущую башню, на грани которой устанавливаются дымоотводы.
Самонесущие конструкции называются ТССУ - трубы стальные самонесущие утепленные. Они изготавливаются из листовой стали методом сварки. ТССУ характеризуются относительно малым весом и простотой монтажа – это удобно как для возведения, так и для сноса.
Мачтовые и самонесущие конструкции обычно демонтируются последовательно. Все сборные элементы открепляются и снимаются по очереди. Фундамент таких сооружений представляет собой бетонное основание с болтами-анкерами – его тоже нужно будет демонтировать.
Для сноса мачтовых и самонесущих дымоходов применяются краны, обладающие стрелой с большим вылетом. Это необходимо для того, чтобы обеспечить разборку элементов на самом верху, на значительной высоте. Демонтаж таких конструкций весьма трудоемкий, по сравнению с обычными котельными, но это оправданно. Аккуратно срезанные металлоконструкции можно использовать снова, поэтому их не стоит резать на кусочки, которые отправятся в металлолом.
Демонтаж дымоотводов из кирпича

Котельные, которые работали на твердом топливе, обычно оснащались кирпичными дымоходами. Таких сооружений до сих пор остается много, и они нуждаются в демонтаже.
Одним из важных моментов при сносе любого объекта из кирпича является безопасность. Вне зависимости от выбранного метода, кирпичи могут падать с высоты, разлетаться в стороны. Для того, чтобы минимизировать риски и ущерб от этого, нужно установить забор – с этого начинается работа.
Если рядом нет функционирующих объектов, и остается лишь кочегарка – сооружение можно обвалить целиком. Предварительно ломают часть основания с помощью ручных инструментов – перфоратора, отбойного молотка или простого лома.
Для поэтапной разборки, а также для валки, применяется гидроклин или домкрат, позволяющий выполнить направленный разрыв материала. Применяется как для кирпичной кладки, так и для бетонных, железобетонных сооружений. Усилие гидроклина на разрыв должно составлять 250 тонн.
Ручная поэтапная разборка дымоотвода из кирпича – самый дешевый, хотя и самый медленный метод. Работа выполняется промышленными альпинистами с применением ручного инструмента. Использование спецтехники значительно ускоряет процесс, но при этом стоимость демонтажа может вырасти в разы.
Поэтапная разборка может выполняться двумя способами:
- Сооружение разбирается изнутри. Для этого требуется тщательно подготовка прилегающей территории – нужно поставить забор и соблюсти все меры безопасности. Минимальный радиус безопасной рабочей территории зависит от высоты сооружения – он может составлять 1/3 или ½ от этого значения.
- Разборка снаружи. Более простой вариант с точки зрения подготовки. Демонтажные площадки располагаются у внешних стен конструкции, а отделяемые блоки бросают прямо внутрь – то есть дымоотвод служит забором сам себе.
Продолжительность демонтажа
Для сноса конструкции высотой примерно 40 м требуется 10-20 рабочих дней. Многое зависит от внешних условий – в частности, погоды. Если подъездные дороги размоет, спецтехника не сможет приехать на место работ.
Также на продолжительность демонтажа влияет состояние трубы – если оно близко к аварийному, может потребоваться больше времени.
Дымоходы котельных из железобетона
Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью – это касается как всей конструкции целиком, так и мест стыковки блоков. Такая прочность требует применения при демонтаже специальных инструментов, обладающих алмазными рабочими элементами – это могут быть дисковые пилы, буровые установки, особые канаты.
Для сноса сооружений из железобетона требуется плюсовая температура. Это обусловлено тем, что в процессе работы инструменты нужно охлаждать водой, а при отрицательной температуре она замерзнет.
Демонтаж взрывом

Быстрый и эффективный способ, но не всегда допустимый. Для использования этого метода сноса трубы требуется разрешение, а также тщательные предварительные расчеты, чтобы взрыв был выполнен безопасно. В частности, рассчитывается траектория падения и готовится площадка соответствующего размера. Радиусом работ считается расстояние, которое в 1,5 раза превышает высоту сооружения. В этом радиусе от трубы устанавливается забор, очерчивающий территорию демонтажных работ.
Сам взрыв выполняется быстро, но подготовка этого мероприятия может занять много времени, значительная часть которого уйдет на бюрократию и согласования.
Снос труб с использованием робототехники
Довольно редкая технология, которая применяется в исключительных случаях, если другие методы нереализуемы. Использование роботов обходится дорого, при этом нужна не только специфическая техника, но и люди, которые умеют ей управлять – а таких специалистов пока мало.
У этого метода большой потенциал, но в ближайшем будущем робототехника не получит массового распространения из-за высокой цены.
Подготовка к сносу
Обследование состояния сооружения и его оценка. На этом этапе определяется, является ли дымоотвод аварийным – от этого будет зависеть дальнейший ход работ. Изучаются следующие риски:
- Вероятность вибрационного разрушения ствола трубы из-за трещин и ветхости материала;
- Вероятность отклонения падения сооружения от расчетной траектории;
- Сейсмическое влияние падения такой тяжести на грунт (особенно важно, если применяется направленный взрыв);
- Проседание ствола дымоотвода.
Остатки демонтированных сооружений
После того, как сооружение снесено, остается много строительных отходов – они могут частично компенсировать затраты на демонтаж. Если труба была удалена не целиком, а разбиралась поэтапно, остатки сдаются в металлолом – к этой категории относятся элементы из стали, толщина стенок которых не превышает 10 мм.
В некоторых случаях удается сохранить части труб в нормальном состоянии, и их можно использовать для других целей – например, при строительстве дорог или устройстве емкостей для хранения некоторых видов ресурсов и продуктов. Такой металл называется деловым, он стоит дороже и сдавать его выгоднее – поэтому всегда есть смысл выполнять демонтажные работы как можно более аккуратно.
Если сносится труба из кирпича, ее остатки практически невозможно использовать в промышленных масштабах. Возможный вариант повторного применения лома кирпича – оформление частных домовладений.
В любом случае, остатки разрушенных сооружений нельзя оставлять в том виде, как есть – это с высокой вероятностью приведет к получению штрафов. Поэтому стоит своевременно решить этот вопрос и постараться извлечь из него выгоду – пункты приема металлолома есть в каждом городе.